БЫТЬ ПЕВЦОМ – ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

БЫТЬ ПЕВЦОМ – ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

В телевизионном «Кабаре» шла презентация фильма «20 лет спустя». Передача впервые собрала вместе актрис и поэта, режиссера и певца, принимавших участие в новой картине. В плеяде заслуженных и известных – Л. Дербенева, О. Кабо, Е. Стриженовой – появилась новая звезда – молодой певец Игорь Наджиев.
…Под крышей «Кабаре» звучала музыка. Певец, он же лирический герой, простирал руки, вопрошая воображаемую возлюбленную «Что я без тебя?!» А вместо ответа получал в свои объятья летящую, легкую, как поцелуй, Катю Стриженову, и они парили вместе, оставляя где-то в ином измерении и «Кабаре», и весь уютный телемирок… Сцена удалась!
- А знаешь, как они снимали эти полеты? – спросит потом Игорь. – Меня и Катю Стриженову – вдвоем! – заставили встать на крутящуюся жестянку (круг «Здоровье» называется) и сказали: «Если будете падать, ты ее лови!» Так вот мы и порхали, на круге «Здоровье».
- И падали?
- Падали! Попробуй с него не упади, вдвоем-то!
…Смешной эпизод, вторая реальность сказочного мира искусства, его тень, обратная сторона Луны. Какие неожиданности ждут в этом зазеркалье Игоря Наджиева, так ярко и темпераментно взлетевшего под обманчивый купол эстрады? Или он сам станет неожиданным открытием, новой звездой?

- Игорь, ты не впервые вышел на подмостки, новичком участника и лауреата многих конкурсов никак не назовешь. «Ялта», «Юрмала», несколько лет работы в Москве – все это хорошая школа реализма. Что для тебя мир эстрады? Не потерял ли он своей притягательности? Не испугала ли капризным нравом судьба артиста, певца?
- Нет, как это ни странно. Хотя меня не только пугали, но и пытались всеми способами не пустить на сцену. Кому-то казалось, что я слишком молод для эстрады, кто-то говорил, что у меня вообще нет данных и я должен забыть о своих мечтах.
Я не нравился, когда в начале 80-х пел про Афганистан. «Ты не имеешь права это петь, потому что там не был», - убеждали меня, чтоб хоть как-то заткнуть рот. Я не понравился и в 1991 году на телевидении, когда принес песню «Потерянная страна». «Какую это страну ты имеешь в виду? Ту, что до путча, или после путча?» – пытал меня один из редакторов. Смешно, правда? Авторы песни Л. Дербенев и М. Дунаевский тоже посмеялись от души. Но знаешь, когда взрослые люди задают тебе дурацкие вопросы, придираются к любой ерунде, лишь бы утопить и не пустить на сцену, то становится не по себе. А потом многие из тех, кто «не пущал», расшаркиваются перед тобой и лезут в приятели: «Мы уже тогда верили в тебя, Игорь! Ты молодец, что не бросил петь!» В общем, молодец, что вас не послушался!
За это время я встретил столько оборотней, что моя вера в людей сильно пошатнулась. Ведь эстрада, искусство далеко не всех делают чище и добрей. Чаще наоборот. Это открытие – самое большое мое разочарование. Но и оно не остановило. Я знаю, что все равно буду петь!
- Задам вопрос на модную тему: сколько стоит быть певцом?
- О, это очень дорогое удовольствие! Это роскошь, которую не каждый может себе позволить.
- Однако ты в числе счастливчиков. Означает ли это, что ты принадлежишь к числу обеспеченных людей?
- Что ты! Конечно, нет. Костюм у хорошего портного стоит дороже, чем мое выступление на сцене. Гонорары расходятся на оплату аранжировщиков, музыкантов, модельеров. Большинство поэтов и композиторов требуют за тексты и музыку пятизначные суммы.
Сейчас я хотя бы чаще выступаю. Но и расходы возросли в сотни раз. Ведь надо делать записи, репетировать, да в конце концов – надо что-то есть и во что-то одеваться! А ты сама знаешь, сколько стоит сегодня жизнь.
Квартира, которую я снимаю в Москве, обходится в пять тысяч за месяц. Особым комфортом эта «обитель» не отличается. Спасибо отцу, который бросил все свои дела в Астрахани, приехал сюда и помог мне найти и снять жилье. Иначе мне пришлось бы скитаться по знакомым или поселиться в общежитии. Такой опыт у меня уже есть: первые годы столичной жизни я обитал на полулегальном положении в общежитии ГИТИСа. Честно говоря, удовольствие ниже среднего!
А прошлой зимой мне попросту грозило выселение на улицу. МП «Альянс», объявившее себя спонсором певца Игоря Наджиева, распалось, его «шеф» сбежал в Штаты, и меценаты не собирались больше оплачивать мое проживание в Москве. Сам я в тот момент перебивался редкими заработками. Выступлений было мало, Хотя организация концертов и гастрольных поездок входила в договор со спонсорами. Но обязательств своих горе-покровители не выполнили. А претензии предъявлять было не к кому – мы же не в правовом государстве живем!
- Часто ли сталкиваются с подобными ситуациями молодые исполнители?
- Сплошь и рядом! Бывают и более серьезные конфликты со спонсорами. Ведь они покупают артистов «с потрохами». А без материальной подкачки даже самый талантливый исполнитель не сможет выдержать конкуренции, стать звездой. Поэтому большинству приходится мириться с кабальными условиями договоров и молчать. Но как бы там ни было, я могу сказать одно: самыми трудными в творческом и в материальном отношении были для меня периоды, когда я оставался без спонсорской поддержки.
Поэтому я согласился заключить контракт с продюсерским центром «Русское шоу», запросившим 75 % от всех моих прибылей. Это очень много, но ничего не поделаешь: раз платит за все спонсор – ему и заказывать музыку!
- Выходит, независимость и беззаботная жизнь молодых артистов и певцов – это всего лишь миф?
- Иногда миф, сказка, а иногда сплетня. Хотел бы я жить той жизнью, которую придумывают для меня мои поклонники и завистники! На деле все обстоит гораздо прозаичнее, чем в их фантазиях.
Знаешь, о чем я мечтал минувшей зимой больше всего, помимо своих песен, конечно? Ни за что не поверишь! О нормальных теплых ботинках. И радовался прямо, как ребенок, когда купил за 5 тысяч зимние сапоги. Но мечтать об этом пришлось очень долго – мне тогда почти ничего не платили за выступления.
- Между «почти» и «ничего» есть некое таинственное пространство, куда звезды упорно не пускают. Можно я проявлю нескромность и загляну в карман Игоря Наджиева?
- Пожалуйста! Только могу огорчить: там не очень звенит.
Ну давай начнем с прошедшей зимы – как во всех финансовых отчетах. К этому времени у меня было немало выступлений, были даже работы в кино. Я спел 12 песен в фильме «20 лет спустя». По мысли режиссера, это было не просто музыкальное сопровождение. Я изображал душу фильма, не появляясь на экране. Работа была серьезная и интересная. Но, увы, я не получил за нее ни копейки.
- Что ж, душа – сущность бестелесная, она хлеба не просит!
- Да, видно, так и решили на киностудии! Я спел три песни в фильме Леонида Квинхидзе «Белые ночи». Тоже, разумеется, «за так», о чем, впрочем, не жалею. Просто помимо обычной работы есть особые случаи. Например, потребовать своей доли за участие в престижном шоу «Овация» мог бы на моем месте только последний дурак. Это я должен был бы заплатить за то, что засветился на звездной тусовке! Такие конкурсы, как и работа в кино, на телевидении – наша реклама. А кто же от нее откажется?! Поэтому я и благодарен своим «работодателям» с киностудий и гостелерадио.
- Но одним «чувством сердечной благодарности» сыт не будешь!
- Разумеется! Но постоянного заработка молодые актеры и певцы не имеют – зарплату первого и пятнадцатого нам не выдают. Постоянную ежемесячную сумму дохода может обеспечить только надежный спонсор.
Мои прежние «меценаты» (я имею в виду МП «Альянс») держали меня на двух сотнях в месяц, потом повысили ставку аж до трехсот рублей. На эти деньги зимой 1991-го можно было как-то просуществовать, что я и делал. Но чтобы заниматься творчеством, этого было слишком мало. А мне хотелось им заниматься…
- Положим, о постоянной зарплате молодым певцам говорить не приходится. Но ведь должны существовать хотя бы подобия расценок. Можешь ли ты, к примеру, заранее предположить, сколько получишь за выход и сколько потратишь, чтобы этот же выход состоялся?
- Сейчас в искусстве, как и во всей стране, царит рынок. Нет, не рынок – базар. Ну а цены на нем тоже, как на базаре: все пытаются поторговаться и взять подешевле. И в таких условиях сосчитать убытки легче, чем доходы.
За удовольствие выступать на сцене надо платить и немало. Ведь я же не диктор TV, которой заказывают платья от Зайцева. А петь в одном и том же, «вечном» костюме я тоже не могу. Да и репертуар, аранжировки не могут быть «вечными». Чтобы создать оригинальный сценический образ, нужны деньги.
К примеру, запись одной песни в хорошей студии обходится как минимум в 25 «кусков». Музыканты берут за концерт от 5 тысяч и выше. Хороший видеоклип стоит «лимон». Даже при записи пластинки певец получает только 39 процентов дохода: свою долю должны получить поэт, композитор, оформитель концерта. В общем за «раскрутку» начинающий певец должен выложить по самым скромным подсчетам 3 миллиона. А где их взять?
Это о расходах. А доходы у нас довольно жидкие.
Когда в январе готовилась благотворительная акция «Бизнес и дети», О. Газманов, который может себе позволить диктовать условия, запросил за участие 25 тысяч. Организаторы ему отказали – они стояли на своей сумме – 10 тысяч, и договор не состоялся. Так что капризничают не только звезды, но и продюсеры.
Я за эту акцию получил три «куска» – тогда это были хорошие деньги. Примерно в тот же период за презентацию «Казино «Валерий» мне заплатили тысячу.
Сейчас ставки возросли. Меня чаще приглашают на концерты. И все равно свои выступления и заработки я могу пересчитать по пальцам.
- Может, попробуем пересчитать? И выступления, и размер гонораров. Раз уж договорились по-честному выворачивать карманы…
- Договор дороже денег! Тем более, что своих доходов я не скрываю. Про зиму и весну я тебе уже рассказал. Знаменитая «Овация», куда я просто чудом попал, акция «Бизнес и дети», работа в кино, выступления на телевидении в передачах «Под знаком Зодиака», «Кабаре» (тоже, кстати, бесплатные).
Потом была телепрограмма «Браво». Мои тогдашние помощники – СП «Иннотех MV» заплатили редакции Гостелерадио 75 тысяч за право моего участия в этом шоу. Я тогда получил три с чем-то тысячи. За выступление на дне молодежи в Новом Уренгое мне заплатили 4 тысячи, с которыми я поспешил расстаться. Надо было отдать долг за квартиру Московскому молодежному театру эстрады. Впрочем, уренгойские гастроли дела не спасли – театру я остался должен… Это у нас лето. «Горячий» сезон принес мне поездку в Липецк и еще 5 тысяч дохода. Вообще-то на липецком фестивале «Звезды свободной России» я заработал 20 штук, но 15 из них (те самые 75 %) пришлось отдать спонсорам.
В этом году я по-настоящему разбогател только на родине, в Астрахани. Земляки заплатили за концерты 30 тысяч.
Ну вот и все! Если раскинуть по месяцам, получается не густо. Правда, «Русское шоу» обещало положить «оклад» – у них я буду иметь 5-10 тысяч в месяц. Значит, хоть голодать не придется!
- А приходилось?
- Спрашиваешь?! Разгрузочные дни у меня частенько бывали. Но я привык. Молодые певцы, они как студенты при большой эстраде. А студент сытым не бывает.
- Значит, икру черную ложками не ешь?
- Не ем, клянусь! Конечно, я понимаю, что некоторые суммы моих гонораров впечатляют. Но это лишь разовые заработки. А чаще всего серьезной работы не бывает месяцами, и тогда сидишь без копейки. А потом вдруг крупно повезет и можно себя побаловать, правда, совсем недолго. Но расплатиться за клип или студийную запись я все равно не могу!
- Боюсь, что некоторым нашим читателям разговор о трудной жизни актеров может показаться неубедительным, а суммы твоих удач – довольно высокими.
- Понимаешь, если бы я просто жил на эти деньги, то мне вполне хватило бы. Но я даже не москвич, и поэтому квартиру в столице приходится снимать. Купить ее, даже маленькую, однокомнатную конуру я не в состоянии. Собственного «Мерседеса» у меня тоже нет, и даже на «Запорожец» не накопил! К тебе на встречу, как видишь, и то на метро приехал.
В общем, я такой же, как вес. Только мне при этом еще и петь хочется. А такие «причуды» стоят дороговато!
- Ладно, с деньгами разобрались. Будем считать, что певец Наджиев немного богаче хорошего врача и чуть-чуть беднее плохого слесаря. Теперь о связях. Сам знаешь, у наших звезд с талантом не всегда лады, зато с «третьей рукой» все в порядке. Тебе кто-нибудь помогал выбираться на большую эстраду или пришлось карабкаться самому?
- Помогал и помогает поэт Л. Дербенев. Но к нему я попал, что называется, с улицы: просто набрался наглости и пришел к Леониду Петровичу домой со своей кассетой. А она взяла ему и не понравилась! Это уже потом он что-то в ней высмотрел.
О. Марусев, автор передачи «Под знаком Зодиака», который не раз приглашал меня на телевидение, знает меня еще по ялтинскому конкурсу.
С международным продюсерским центром «Русское шоу» я познакомился после телепередачи. Они заметили мои песни и организовали мне несколько выступлений. А недавно, как я уже говорил, заключил с этими ребятами контракт.
А вообще, блатных полно. Они были на «Ялте» и «Юрмале», они есть на всех конкурсах, на телевидении, в кино – везде. И чтобы пробиться сквозь их строй, надо вкалывать, мелькать повсюду и еще – верить в свою звезду, иначе никаких сил не хватит.
- Значит, хоть немного, но веришь в судьбу, в его величество случай?
- Знаешь, мне когда-то цыганка нагадала, что я быстро поднимусь на вершину успеха. Быстро и высоко. Мне очень хочется, чтобы предсказание сбылось. Но больше приходится верить в себя, в свой голос, в то, что у меня не отнимут желания петь.
- Что тебе, Игорь, пожелать на пути к вершине?
- Пожелай хороших песен, талантливых композиторов и поэтов, мудрых, надежных друзей – без них никуда! Ну и удачи, конечно!

Н. Ярошук

Hosted by uCoz