|
ЕСЛИ ДАЖЕ ТВОИ РОДИТЕЛИ УЖЕ УШЛИ, ТЫ ВСЕ РАВНО ОБЯЗАН ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПЕРЕД НИМИ
|
ЕСЛИ ДАЖЕ ТВОИ РОДИТЕЛИ УЖЕ УШЛИ, ТЫ ВСЕ РАВНО ОБЯЗАН ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПЕРЕД НИМИ
Игорь Наджиев говорит, что порой ему кажется, будто песни, которые он поет, это эскизы его судьбы.
В песнях Наджиева почти всегда ощущается отголосок неутихающей боли. Почему это происходит?
Отвечая на этот вопрос, Наджиев начал издалека:
- Во мне течет и русская, и персидская кровь. Я родился 13 ноября 1967 года в Астрахани. Моя мама выросла в большой русской семье (в ней было 8 детей) в одном из сел нашей области. Мамино детство было трудным: ее родителей раскулачили, как говорится, по всей строгости революционных законов, и моим дедушке с бабушкой по маминой линии лишь каким-то чудом удалось вырастить своих детей и поставить их на ноги. Мама, младшая в семье, мечтала стать певицей. В детстве она убегала на кладбище, вставала на какую-нибудь заросшую травой могилу и пела или читала стихи, представляя себе, что кресты – это зрители… Спустя годы она сдала экзамены в Астраханское музыкальное училище, но старшие сестры сказали ей: «Ты что это? Бросила родителей? А ну-ка быстро обратно в деревню!» Она забрала документы и вернулась. И после этого уже не думала ни о какой певческой карьере. Всю жизнь мама проработала кочегаром на хлебозаводе. Ну а я, как она мне рассказывала, вырос у нее в кочегарке.
Мой отец (он инженер) – перс. Его родители по происхождению иранцы. Я же, выходит, перс-полукровка. Отец был и первым моим продюсером, и первым учителем. Он ездил со мной на всевозможные конкурсы, занимая для этого деньги у знакомых и взяв отпуск за свой счет, заботясь о том, чтобы уберечь меня от людской злобы и ненависти. Наверное, благодаря ему мне удалось сберечь в себе что-то теплое, человеческое… Я потерял его два года назад – 14 сентября 1995 года. Я тогда был в Америке, работал там над проектом «Ренессанс-Редель». Позвонил, как всегда, домой, и мама сказала мне: «Игорек, не волнуйся, у папы обычный приступ». Но я почувствовал, что это не так. У меня закололо сердце, поэтому, записывая свою сольную песню, я был вынужден то и дело прерывать запись. И Максим Дунаевский, который присутствовал при этом, сказал мне: «Игорь, так нельзя. Ты молодой парень, что за дела?» Я ответил ему, что ничего не могу с собой сделать и что у меня очень неспокойно на душе… Когда же я пришел со студии в гостиницу, то узнал, что отца не стало… Я прилетел в Астрахань, похоронил отца, а на следующий день должен был возвращаться в Америку – продолжать записи…
Мама умерла в этом году, 14 июня, в свой день рождения. Она успела позвонить мне в Москву и сказать, что ей плохо. На следующий день я прилетел в Астрахань, привез ей в подарок огромный пуховый платок, который специально для нее сделали в Оренбурге. Но этот платок пришлось положить ей в гроб… Сразу после похорон я должен был лететь в Румынию, где проходил Десятый Международный фестиваль популярной музыки «Золотой олень»-97. На этом фестивале в числе прочих было такое условие: нужно было спеть румынскую песню на английском языке. Я отказался выполнить это требование и сказал, что сделаю свой, русский вариант, поскольку считаю, что русский язык достоин того, чтобы звучать с любых подмостков.
Мне дали такое разрешение. И я написал текст, назвав его «Не умирай…» Перед своим выступлением в Румынии я попросил объявить, что эту песню я посвящаю памяти моей матери.
- Свой новый альбом вы также посвятили своим родителям?
- Сейчас в Концерне Видеосервис я выпускаю свой «королевский», как его называют, альбом. Первая его часть – «Аленький цветок» посвящена моему отцу, а вторая часть, у которой пока нет названия, - матери. Я хочу, чтобы как можно больше людей ощутили, что значат для них родители. И если даже твои родители уже ушли, ты все равно обязан отчитываться перед ними, ощущая на себе их взгляд…
Я счастлив, что у меня были такие родители. Если бы не мама, мы наверное, никогда бы не приобрели фортепиано, а я, вероятно, не связал бы свою жизнь с музыкой. Но в один прекрасный день у нас появился инструмент, и в шесть лет я, еще не зная букв, начал играть на нем. Тогда же меня приняли в детскую музыкальную школу при консерватории. Три раза я бросал ее, но в конце концов с горем пополам окончил школу и поступил в Астраханское музыкальное училище.
- Значит, перед вами не стояла проблема выбора? Вы еще в школьные годы знали, куда пойдете учиться?
- Нет. Когда я окончил восьмой класс, надо было решать, что делать дальше. Я тогда не думал об училище. Я безумно хотел поступить в Театральный институт. Кое-какой артистический опыт у меня был: я занимался в студии при городском Дворце пионеров…
Отец устроил мне встречу с одним из деканов консерватории, который должен был определить, есть ли у меня артистические способности. Этот пожилой человек очень внимательно выслушал, как я пою свои песни, читаю стихи, и после этого стал обстоятельно разъяснять мне, что сцена не для меня, что у меня нет ни внешности, ни фактуры и вообще никаких актерских данных. Когда он закончил, я поблагодарил его за то, что потратил на меня столько времени, а затем сказал, что своей речью он окончательно убедил меня в том, что именно на сцене я смогу полностью реализовать себя. На это он заметил, что еще никогда не встречал столь наглого молодого человека…
Я очень не хотел идти в девятый класс – казенная обстановка общеобразовательной школы тяготила меня. Поступать в театральный институт мне было еще рано, а музыкальное училище меня не прельщало. Его студентов я представлял себе такими, какими у нас в те годы изображали интеллигентов – доходягами и очкариками. Но когда я все-таки поступил в училище, на дирижерско-хоровое отделение, то увидел, что там учатся совершенно нормальные ребята. И, кроме всего прочего, в училище было очень весело…
Тогда же я стал и солистом ансамбля Трикотажного комбината. Это дало мне и кое-какие деньги и уверенность в себе, что, естественно, не прошло незамеченным. И когда однажды я слишком уж весело отвечал на каком-то занятии, преподавательница сказала мне: «Я сразу поняла, что ты где-то подрабатываешь…» А как было не подрабатывать? Мой отец, еще когда учился в средней школе, тоже подрабатывал, правда, иным способом. Всю ночь он жарил семечки, а утром – до того, как начинались уроки – продавал их. И эти вот жареные семечки помогли его семье выдержать войну… Но когда в школе узнали, что сын врага народа (дедушку расстреляли в 1938 году) еще и торгует, что он, оказывается, деляга, его хотели исключить. Спасла моего отца директор школы, которая сказала: «Это личные проблемы их семьи. Пусть они вас не трогают, ведь никто из вас не даст им и куска хлеба…»
- Когда вы получили свою первую награду?
- За год до окончания училища я стал обладателем Почетной грамоты VI Всероссийского конкурса исполнителей советской песни Сочи-86. Эта награда сыграла роль стимулятора для тех, кто по каким-то причинам терпеть меня не мог. В обком партии посыпались письма с требованием запретить Наджиеву петь, поскольку исполняет он какие-то анархистские песенки.
В те времена я разъезжал по городам и весям с ансамблем трикотажного комбината, пел и участвовал в различных конкурсах. В течение пяти лет я пытался пробиться в Юрмалу. Побеждал в региональных прослушиваниях, завоевывал призы зрительских симпатий, но на решающем отборе в Москве меня отвергали. Максим Дунаевский недавно как-то вспомнил об этом: «Игорек, - сказал он мне, - тогда нужно было, чтобы ты не прошел. Конечно, мне больно сейчас об этом говорить, но что поделаешь? Время-то какое тогда было… Зато теперь мы с тобою сотрудничаем».
В конце концов в Астрахани решили, что исправить Наджиева может только армия, поэтому на него во что бы то ни стало надо надеть погоны. Ко мне домой зачастила милиция – с наручниками, собаками и санкцией прокурора на мой арест. Однако застать меня дома не удавалось: я в это время обычно где-нибудь выступал… Милицейские чины отыгрывались на моих родителях:
- Мы знаем, что вы ходатайствуете о том, чтобы вашего сына взяли в Москву, в Ансамбль МВД, - говорили они им. – Ничего у вас не получится. У нас либо армия, либо тюрьма.
Не знаю уж, кому я там мешал, но областные власти пытались любыми способами расправиться со мной. Дошло даже до того, что уволили с работы врача, которая, обследуя меня, обнаружила ряд болезней, из-за которых я не мог служить в армии. Особенно возмущало всех то, что из ее заключения следовало, будто причина ряда моих заболеваний – постоянное недоедание.
- Сейчас ведь такое прекрасное время! – возмущались ответственные лица. – Как это он ухитряется недоедать?
Что я мог возразить на это? Разве мог я объяснить им, что у нас дома порой действительно нечего было есть и что мама, пытаясь хоть как-то нас накормить, охотилась на диких голубей. (У меня был еще старший брат, который трагически ушел из жизни, покончив с собой.)
Я понял, что должен бежать из Астрахани, иначе наверняка попаду в тюрьму. И в 1990 году уехал в Москву. В неизвестность, поскольку у меня не было там ни родственников, ни знакомых. Я жил на вокзалах, перебивался случайными заработками: там что-то разгрузил, здесь кому-то помог… Ну, а затем отыскал каких-то своих земляков и с их помощью попал в общежитие ГИТИСа. Сначала приходил к своим знакомым в гости и оставался у них ночевать. Но меня быстро рассекретили и сказали: «Ну-ка, милок, плати за коечку…»
Сейчас у меня есть возможность снимать квартиру в Москве. Но у меня по-прежнему нет московской прописки, моя трудовая книжка нигде не лежит. Я бомж…
- И все же на вашем пути, наверное, встречались люди, которые относились к певцу Игорю Наджиеву с симпатией…
- Первым человеком, который поверил в меня, впустил в свой дом и выслушал, был Леонид Петрович Дербенев. Именно он вывел меня на большую эстраду. Дербенев умер в тот же год, когда скончался мой отец. Таким образом, я почти одновременно потерял и родного отца и, так сказать, духовного.
По гороскопу я Скорпион. А люди, родившиеся под этим знаком, - и сильные, и ранимые. Я во всяком случае очень тяжело переживал потери.
- Большинство ваших песен – о любви. И, как мне кажется, не о любви вообще, а о той любви, которую вы пережили сами…
- Как я могу, потеряв столько близких мне людей: мать, отца, брата, потеряв двух чудесных женщин, которые любили меня, когда я еще никому не был нужен в Москве, забыть их? Я их помню, люблю и, естественно, всегда выношу эту любовь на сцену... Тех, кого я больше всего любил, я потерял. А тех, кто меня любит сейчас, я, возможно, не замечаю... Слава Богу, что у меня сейчас есть коллектив, который теперь уже заменяет мне моих близких. Это гример Оля Кудряшова, костюмер Лариса Потапова, директор Вениамин Тим, администратор Сережа Деревягин и, конечно, мои коллеги по сцене – прекрасный певец Сергей Избаш, певица Светлана Русская…
- Ваши песни нередко напоминают нам, что любовь – это всегда диалог…
- В моем репертуаре действительно много дуэтов: я пел с Екатериной Шавриной, с Ольгой Шеро, супругой максима Дунаевского, с другими молодыми певицами… Мужской голос не в состоянии выразить то, что может передать женский голос. Поэтому мне всегда хочется, чтобы в моих песнях было как можно больше женских подпевок, чтобы ощущалась некая тембральная аура, создаваемая женским голосом. В песнях о любви должно ощущаться и мужское и женское начало; мужчина и женщина должны вести диалог о любви.
- Не собираетесь ли вы, подыскивая тексты для своих песен, обратиться к классической и, в частности, к восточной поэзии?
- Откровенно говоря, я побаиваюсь прикасаться к чему-то действительно великому. Вот получилась у меня песня на стихи Есенина: «Ну, целуй меня, целуй…» Но это вовсе не значит, что я могу взять другое, третье, десятое стихотворение Есенина и приступить к штамповке песенной продукции…
Я не могу предсказать себя. Вполне возможно, что когда-нибудь я сильно окунусь в восточную поэзию, но пока я не могу ничего обещать. Я живу сердцем, эмоциями, а когда отдаешься на произвол чувств, трудно строить какие-то конкретные планы. Могу сказать только об одном стремлении, которое никогда не покидает меня. Я хочу, чтобы и через тридцать лет мне не было бы стыдно за песни, которые я пою сегодня. Поэтому в моем новом альбоме будут не только песни, пронизанные современными танцевальными ритмами, но и композиции-исповеди.
Человек, выходящий на сцену, постоянно обнажает себя перед зрителем. Он у всех на виду. И то, о чем он поет, он пропускает через себя. Перед выходом на сцену стоишь, словно перед казнью. Ведь сейчас ты должен будешь спеть о том, что тебе дорого, чего ты ждешь от жизни и любви… Правда, некоторым «знатокам» этого мало. Им не терпится задать тебе свой самый главный вопрос: «А сколько вы все-таки получили за этот концерт?»
- Как появились узоры на вашем лице? Почему вы себя разрисовываете?
- Это делаю не я. Это Олечка Кудряшова преображает меня. Идею сделать из своего лица маску мне подал не кто иной, как Александр Вертинский – ведь именно он, загримировавшись соответствующим образом, предстал перед публикой в образе Пьеро. Когда же меня спрашивают, не позаимствовал ли я «идею маски» у Kiss или Aerosmith, я отвечаю, что на Руси этот прием использовался гораздо раньше – еще во времена скоморохов. Сегодня, прибегая к экстравагантному гриму, я хочу добиться того, чтобы мой образ был ярким. Но завтра, возможно, я откажусь от этого.
- Как вы относитесь к своим поклонникам?
- Сейчас в Москве, Петербурге и нескольких других городах мои поклонницы организовали фэн-клубы Игоря Наджиева. И когда недавно отмечали двухлетие московского клуба, я сказал организаторам торжеств, что жалею только о том, что у моего сердца нет рук. Я бы так хотел, чтобы мое сердце, выйдя наружу, обняло бы их всех.
|