"Принц ночи"

№ 16(102) от 28.04.2001. Новые деловые вести. Издается с 19 апреля 1999 года

Визит по поводу

"Принц ночи" рождается в провинции. А где же умрет?

Так обычно говорят про гениев: рождается в провинции, умирает в Париже. Только в нашем случае "Принц ночи" - это рок-мюзикл, запись которого сейчас проходит в студии, спрятанной далеко в коридорах Театра эстрады. Как и полагается, у новорожденного есть не только место появления на свет, но и родитель - волгоградский композитор Яна Никулина.

Яна просто поражает своей энергией. Она, как Пахмутова, маленького роста, но на репетициях жестикулирует так, что создается впечатление ее присутствия везде. Переписывает фрагменты по десять раз: удивительно, но исполнители не возмущаются. Пожалуй, нужно обладать недюжинным педагогическим талантом, чтобы солисты, по сути своей натуры артистические и закономерно ранимые, с готовностью шли на признание собственных ошибок. Она и композитор, и учитель одновременно - преподает в русско-американской школе в Волжском музыку. Человек, абсолютно лишенный кичливости по поводу своей деятельности: в том, что является членом Союза композиторов, и то не сразу призналась. В работе Яны, будь то мюзикл или обыкновенные уроки в школе, всегда одно направление: вытаскивать на свет божий юных талантливых исполнителей. Ею учреждена некоммерческая общественная организация "Маэстро", и в послепасхальную субботу в Волжском прошел первый концерт "В гостях у композитора Яны Никулиной". Он был первой ласточкой и, как надеются его устроители, далеко не последней: пасхальные представления должны превратиться в традицию. На нем же прозвучало несколько песен из ее мюзикла "Призрак ночи".

Жанр рок-оперы популярен на Западе уже давно. Идею создания подобного проекта в нашем городе Яна привезла из американского Кливленда, в котором стажировалась в Академии музыки еще в 1995 году. Причем о черновой кухне создания мюзиклов она ведает только интуитивно. Здесь о себе дает знать наблюдательность: композитор внимательно изучила "конечный продукт" - всемирно известные спектакли на Бродвее. И пришла к выводу, что ставить произведение этого жанра нужно по образу и подобию классических опер с единственной поправкой на стилистику музыки. Школу создания монументальных произведений Никулина в свое время прошла в Российской академии музыки имени Гнесиных.

В смысле сочетания русских традиций и исконно западного жанра волгоградский композитор - одна из первооткрывательниц. Музыкальный спектакль "Метро", не так давно отгремевший в столице, она считает слишком уж американизированным. У нас другая мелодика, чуть-чуть иной стиль пения. Музыка и либретто (автор текстов - Галина Гридина) создавались с 1996 года, полтора года шел отбор исполнителей. Трудно было подобрать певцов, голос которых был бы средним между эстрадой и оперой. Но выбор сделан: сейчас в одной связке работают 6 исполнителей главных ролей и столько же инструменталистов - большинство учащихся Института искусств имени Серебрякова. Таким вот коллективом осуществляется запись компакт-диска - его музыканты просто обязаны осилить к середине лета. А потом, где-то в середине следующей зимы, у Волгограда есть шанс увидеть героев "Призрака Ночи" на подмостках родных сцен. Причем в качестве исполнителя главной роли приглашен Игорь Наджиев, с которым Яна наладила связи через старинную московскую знакомую. Для тех, кто слышит это имя впервые, напомню характерный факт: он солировал во второй части кинотрилогии о мушкетерах "20 лет спустя". С режиссурой тоже пока не все ясно, но очевидно, что доводить спектакль до ума будет человек с небезызвестным именем. Пока сама Никулина не определилась, кто, но только упоминание возможности участия Юнгвальд-Хилькевича вызывает во мне благоговейный трепет перед всеми вместе взятыми силами искусства.

В России время мюзиклов как раз пришло: если все пойдет по плану, то спектакль выйдет на пике востребованности. Зрителю уже надоели пестрые концерты, хочется чего-то более тематического. Тем более, что Волгоградом творческие аппетиты коллектива вряд ли будут удовлетворены. Рок-оперой интересуются друзья, коллеги и знакомые Никулиной и в Москве, и в Кливленде. Сюжет построен на основе древней скандинавской легенды о "заколдованной" любви, которую Яна по какому-то божественному провидению нашла в одной из книг кливлендской библиотеки. Царица ночи похищает юношу, превращает его в призрак. Разумеется, у него в жизни земной, а не заоблачной остается возлюбленная с ребенком на руках. Принц ночи то и дело спускается на места своего телесного существования, тоскует, грустит. Однако одного Принца Царице ночи вдруг становится мало. Она коварными интригами прибирает к рукам и его жену с наследником. Только молодому человеку (или призраку?) это нравится меньше всего: он жертвует собой, только чтобы вернуть любимым людям привычные радости земного существования. Вот такая сказка для взрослых. От себя, присутствующей на записи диска, могу добавить только одно: это проект, достойный внимания. Поверьте фанату мюзиклов. Только жаль, что, дав свободу молодым исполнителям, Яна Никулина отпустит их на простор, видимо, намного превосходящий волгоградский. А что останется нам?

Елена СКЛЯРЕВСКАЯ.

Hosted by uCoz